ФГОС. Современные педагогические технологии и приёмы.


Здравствуйте, дорогие коллеги. Давно хотела открыть раздел, в котором планирую делиться своим опытом, связанным с современными педагогическими технолологиями, приемами. Я считаю себя достаточно молодым учителем, я четвертый год учу ребят в начальной школе, с первого класса. И на сегодняшний день, могу заявить о том, что безмерно люблю дело, которым живу, люблю детей и не вижу смысла без постоянного профессионального совершенствования. Я нахожусь в постоянном поиске чего-то нового и интересного, что подойдет моему классу, что позволит ребятам лучше принимать новые знания. Конечно, я вижу свои слабые стороны и постоянно работаю над их устранением.

Итак, добро пожаловать, на страничку для учителей. Буду рада диалогу, вашим комментариям и предложениям.


Что такое ФГОС и с чем его едят? https://fgos.ru/

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

 

ФГОСы обеспечивают:

  1. единство образовательного пространства Российской Федерации;
  2. преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Каждый стандарт включает 3 вида требований:

 

  1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. требования к результатам освоения основных образовательных программ.
https://fgos.ru/
Download
ФГОС для начальной школы
fgos_ru_nach.pdf.pdf
Adobe Acrobat Document 359.3 KB

Структура урока по ФГОС

Многие люди, которые не работают в системе образования и не предполагают о существовании ФГОС. Для них школа остается школой. Но время не стоит на месте и то, что было раньше - это традиционная система образования с репродуктивным методом обучения. Когда учитель называл тему, давал по ней информацию, а ученик просто повторял то, что запомнил! Кто-то скажет, что это "зубрёжка".

С введением ФГОС поменялись ориентиры современной школы. Теперь важны не только предметные знания, но умение использовать эти знания на практике. То есть ученик становится активным участником образовательного процесса. Да и требования ФГОС к урокам предусматривают, что вся деятельность ученика на уроке (восприятие темы, осмысление, запоминание, применение и проверка результатов) должна осуществлять учеником самостоятельно. Мы стараемся на уроке дать зерно для размышления, чтобы он самостоятельно осознал важность изучаемой темы и сам мог сформулировать цели и задачи по той самой теме.

 

Хочу привести сравнение традиционной схемы от новой, по ФГОС.

Требования к уроку

Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает  Формулируют дети
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает детям, чему они должны научиться

Формулируют дети, определив границы знания и незнания

Планирование Учитель сообщает, какую работу дети должны выполнить для достижения поставленной им цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

 

Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль  Самоконтроль, взаимоконтроль
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Приёмы: "Закончи предложение", "Задай вопрос"

Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Предлагается несколько заданий на выбор, с разным уровнем сложности.

Современные методы обучения

Методы обучения (греч.«путь к чему-либо») – способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленных на решение образовательно-воспитательных задач.

Методы обучения содержат не только способы, но и описание того, как организовывать обучающую деятельность. 

Метод обучения зависит:

  • от цели урока;

  • от этапа урока;

  • от содержания обучения;

  • от наличия учебных пособий;

  • от личности учителя;

 

Функции методов, приемов и средств обучения:

  • Обучающая;

  • Мотивационная;

  • Развивающая;

  • Воспитательная;

  • Организационная

Одним из методов, помогающих научить объективности при оценивании, развивать критическое мышление и осваивать приемы самоанализа является применение техник взаимоконтроля и взаимопроверки на уроках.

Взаимоконтроль и взаимопроверка — это особая форма контроля. Когда ученик объективно оценивает  работу одноклассника, целой группы учеников. Здесь важно, чтобы учащиеся научились оценивать работу не механически, а смогли обосновать свою оценку.

Как организовать взаимоконтроль и взаимопроверку на уроках?

Прежде, чем вводить взаимопроверку в план урока, учителю необходимо донести до детей алгоритмы проверки. Например, вы просите детей обменяться тетрадями и проверить выполненное упражнение друг у друга. Ученики должны не просто исправить ошибки, но и обосновать исправление — объяснить правило и условия его применения.

Поэтому сначала рекомендуется проводить коллективную проверку вместе с учителем. То есть весь класс слушает ответ ученика, затем проводится коллективное исправление ошибок, проговариваются обоснования исправлений. Таким образом дети запоминают алгоритм действий и учатся объективности оценивания.

Одним из методов, помогающих научить объективности при оценивании, развивать критическое мышление и осваивать приемы самоанализа является применение техник взаимоконтроля и взаимопроверки на уроках.

Взаимоконтроль и взаимопроверка — это особая форма контроля. Когда ученик объективно оценивает  работу одноклассника, целой группы учеников. Здесь важно, чтобы учащиеся научились оценивать работу не механически, а смогли обосновать свою оценку.

 

Приемы взаимоконтроля

Работа в парах. Это самый распространенный прием. Можно попросить ученика проверить у соседа по парте выполненное упражнение в тетради, проверить знание теоретического материала. Вариантов много. Такой прием позволяет контролировать усвоение материала, так как взаимопроверку в парах можно проводить на любом этапе урока: при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме и т.д. 

Работа в группах. На группу дается одно общее задание. Ребята решают задание совместно, попутно контролируя своих "коллег". Назначается главный консультант в группе. Консультант опрашивает 2-3 человек, остальные следят за объективностью оценивания. Затем роль консультанта переходит к другому ученику.

Работа по карточкам. Каждый ученик получает карточку с вопросом по теме. Ответ на этот вопрос он должен знать хорошо. На обратной стороне карточки пишутся фамилии одноклассников, которых он должен опросить и сроки проверки. На подготовку дается 1-2 дня. В указанный день ученик опрашивает одноклассников, за правильный ответ ставится +, за неправильный –, за недочеты ?. Учитель раз в неделю просматривает карточки взаимопроверки. Если много "минусов", проверка знаний всей группы можно провести во внеурочное время или на дополнительных занятиях.

Тестирование. Результаты тестов записываются в таблицу. Затем учитель дает ключ — учащиеся проверяют работу друг у друга. Во-первых, учитель экономит массу времени на проверку. Во-вторых, прием можно дополнить все тем же "обоснованием исправления". То есть проверяющий ученик не просто отмечает неправильные ответы, но и объясняет, почему допущена ошибка.

 

Как этого избежать необъективности?

Почаще меняйте состав пар.

Донесите до учащихся, что каждую оценку они должны быть готовы отстаивать. То есть, если ученик поставил однокласснику "пятерку" за рассказанное стихотворение, значит, он уверен, что стихотворение рассказано без запинки, с должным выражением. Рекомендуется иногда проводить "контрольные срезы": опросите несколько учеников из тех, кому учащиеся уже поставили свои оценки. Если ваша оценка и оценка проверяющего разнятся, стоит еще раз обсудить критерии выполнения задания и критерии оценивания.

 

Таким образом, внедряя в практику приемы взаимоконтроля и взаимопроверки, мы готовим учащихся развитию навыков самоконтроля и самоанализа.


Download
Результативность
Для ведения учета результатов детей в классе по разным предметам.
Rezultativnost.pdf
Adobe Acrobat Document 432.8 KB
Download
Приемы для формирования регулятивных УУД
Приемы, чтобы сформировать регулятивные
Adobe Acrobat Document 692.2 KB

Download
Содержание анализа урока
Soderzhanie analiza uroka.pdf
Adobe Acrobat Document 48.2 KB
Download
Критерии оценивания урока
Критерии оценивания урока.pdf
Adobe Acrobat Document 631.7 KB